Есть ли у ЕС самостоятельная внешняя политика?

Есть ли у ЕС самостоятельная внешняя политика?

Эксперты полагают, что у Евросоюза еще не наметился единый политический курс

Президент России Владимир Путин обвинил Европейский Союз в том, что у него нет самостоятельной внешней политики, однако эксперты-международники не склонны соглашаться с российским лидером.
“Проблема Европы в том, что она не проводит самостоятельной внешней политики. Вообще”, — заявил Путин в интервью государственному телеканалу “Россия”.

Путин также заявил, что Евросоюз своим поведением скорее напоминает “вассала” Соединенных Штатов.
Ту же мысль попытался обосновать в своей статье в газете “Известия” спикер Госдумы Сергей Нарышкин. По его мнению, многочисленные экономические, политические и социальные проблемы “подкосили” евроинтеграторов и придали уверенности евроскептикам, которых на Западе еще недавно числили маргиналами.

Русская служба Би-би-си обратилась к экспертам с вопросом: насколько прочно сегодня связаны европейская и американская политика и можно ли говорить о полной зависимости Европы от США?

Федор Лукьянов, главный редактор журнала “Россия в глобальной политике”

Евросоюз действительно пребывает в очень глубоком кризисе. Он во многом связан с исчерпанием той институциональной модели интеграции, которая существовала ранее, и с отсутствием новой модели, которая бы успешно обслуживала тот Европейский союз, который есть сейчас, – с большим количеством стран, с очень высокой степенью неоднородности как между странами, так и внутри них.
Эта внутренняя проблема, по сути, и вызывает паралич, ситуацию крайне низкой внешнеполитической эффективности, когда Евросоюз внутри себя с трудом может принимать решения по самым важным вопросам. В этом плане Европа сейчас — достаточно сложный и довольно слабый партнер. Но представление, которое есть в России, что Европа полностью зависит от США, безусловно, преувеличено.

Нет сомнений в том, что у США существует достаточно рычагов воздействия на Европу, это очень давние стратегические отношения на всех уровнях, глубокое переплетение на уровне элит

Нет сомнений в том, что у США существует достаточно рычагов воздействия на Европу, это очень давние стратегические отношения на всех уровнях, глубокое переплетение на уровне элит. Плюс наличие в современном Евросоюзе стран, которые считают единственной целью интеграции защиту от России и соответственно ориентируются на США, а не на своих европейских партнеров. Это все имеет место, но это лишь одна из причин той ситуации, в которой оказалась европейская внешняя политика.
Главная же причина в том, что Евросоюз, который имел амбиции на создание самостоятельного центра силы, не смог довести этот процесс до конца в силу в основном внутренних проблем. В странах ЕС нет единого курса, нет единого представления о целях и задачах, и чтобы выработать какое-то согласованное решение, приходится идти на сильное снижение планки.
Кроме того, сам процесс принятия решения крайне медленный. Если брать самые серьезные проблемы, с которыми сталкивалась Европа в последнее время – кризис зоны евро, вопрос с беженцами, то мы видим, что решения долго откладываются, либо принимаются половинчатые решения, а потом выясняется, что они не работают. Пока Европа не преодолела эти проблемы, а наоборот, в силу роста внутреннего напряжения в обществе они усугубляются.

Есть ли у ЕС самостоятельная внешняя политика?

 

Есть ли у ЕС самостоятельная внешняя политика?

Юрий Рогулев, директор Фонда изучения США имени Рузвельта при МГУ

Сегодня страны Европы участвует сразу в нескольких интеграционных и региональных объединениях: в первую очередь это НАТО как военно-политический блок и Евросоюз как экономический блок. В течение длительного времени Евросоюз развивался под влиянием еврооптимистов с целью еще большей интеграции стран Европы, которая бы включала не только вопросы экономики.
Неоднократно поднимался вопрос и о европейском оборонительном сообществе, и о выработке единой внешней политики, но мы видим, что этого до сих пор не случилось. Поэтому как таковой единой европейской внешней политики не существует, и в этом смысле Владимир Путин совершенно прав.

В 1990-е годы европейцы очень активно двигались в направлении интеграции, тогда была создана единая валюта, единый банк, единые органы власти, но на этом пока все закончилось

Существует Великобритания, которая ориентируется на Соединенные Штаты практически полностью, существует Германия, крупнейшая страна ЕС, которая, однако, не выступает как самостоятельная внешнеполитическая сила. В отдельные моменты начинает активизироваться Франция, но это в значительной степени зависит от внутриполитической ситуации в стране. После [президента Шарля] Де Голля Франция проявляет все меньше самостоятельности во внешней политике.
В 1990-е годы европейцы очень активно двигались в направлении интеграции, тогда была создана единая валюта, единый банк, единые органы власти, но на этом пока все закончилось. А внешняя политика ведь не может формироваться без единой оборонной политики, то есть формирования объединенных вооруженных сил.
Пока же во внешней политике Евросоюза доминирует НАТО, а курс этого блока почти полностью формируется под влиянием США. Идея формирования европейского оборонительного сообщества предлагается еще с 1950-х годов, но она тогда провалилась. Такие предложения были и в 1990-х годах, они зафиксированы в Маастрихтских соглашениях о Евросоюзе, но эти планы тоже так и остались планами. А последующее расширение Евросоюза не добавило ему единства в этих вопросах.

Василий Жарков, руководитель программы “Международная политика” Московской высшей школы социальных и экономических наук

Нужно отметить, что ЕС нельзя воспринимать как единое государство, его уникальность состоит в том, что это союз суверенных государств, которые в целом сохраняют свой базовый суверенитет, в том числе в том, что касается внешней политики. Это очень сложный эксперимент, который еще не завершен, поэтому тут не стоит делать какие-то упрощающие обобщения.
Конечно, внешнеполитические линии Великобритании, Франции, Германии, Польши – это линии разных государств, у всех есть свои собственные интересы. У Европы, безусловно, есть своя политическая линия, но она не единая, и каждая из этих стран должна рассматриваться во многих вопросах в отдельности.
То, что Европа присоединилась к санкциям против России, продиктовано не столько зависимостью Европы от США, сколько определенными ценностями и интересами, объединяющими европейские государства. Нам бы неплохо эти ценности понять, тогда, возможно, было бы меньше проблем во взаимопонимании с нашими европейскими партнерами.

Евросоюз стал той структурой, которая обеспечивает состояние мира внутри Европы и исключает агрессию в отношении какой-либо части мира

Надо понимать, что Европа сегодня достигла того состояния, в котором она не может никому угрожать. Это союз демократических государств, целью которого является обеспечение мира между собой и защита себя от возможной внешней агрессии, но ни для кого в мире эти страны сегодня никакой угрозы не представляют.
ЕС еще полвека назад решил для себя важную задачу: сегодня мы даже представить не можем, чтобы какие-либо из стран Евросоюза воевали между собой, хотя еще в первой половине XX века это было нормой, а за всю историю именно в Европе произошло наибольшее количество войн.
Евросоюз стал той структурой, которая обеспечивает состояние мира внутри Европы и исключает агрессию в отношении какой-либо части мира. Конечно, играет свою роль и поддержка США, но ее не нужно преувеличивать и переоценивать. Другое дело, что пока сохраняется глубочайшее непонимание между Европой и нынешним политическим классом в России. Но я надеюсь, что постепенно эти позиции будут сближаться.

По теме

ЕС и Казахстан подписали соглашение об углубленном партнерстве

Документ охватывает 29 сфер взаимодействия. Казахстан рассчитывает, что в рамках соглашения будет начат диалог с ЕС об облегчении визового режима.

 

Есть ли у ЕС самостоятельная внешняя политика?

 

Евросоюз и Казахстан в понедельник, 21 декабря, заключили новое соглашение об углубленном партнерстве и сотрудничестве. Документ подписали в Астане министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
“В соглашении обозначены 29 сфер взаимодействия”, — цитирует главу МИД Казахстана агентство “Интерфакс”. Речь идет о международной и региональной безопасности, взаимодействии в правоохранительной сфере и борьбе с терроризмом, взаимной торговле, инвестициях, развитии инфраструктуры, культурном обмене, спорте и туризме. По словам Идрисова, власти Казахстана также рассчитывают, что в рамках подписанного соглашения, будет начат диалог с ЕС об облегчении визового режима.
В свою очередь Федерика Могерини отметила, что Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, с которой ЕС подписал подобное соглашение нового типа. “Мы надеемся, что подписание этого соглашения с Казахстаном проложит путь для других стран региона”, — отметила глава европейской дипломатии. ЕС является главным торговым и инвестиционным партнером Казахстана. По информации Астаны, объем внешней торговли с ЕС за 11 месяцев 2014 года достиг почти 50 млрд долларов.
http://www.dw.com/ru/ес-и-казахстан-подписали-соглашение-об-углубленном-партнерстве/a-18932595

Читайте также на Информационном портале РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.