Как Счетная палата Минстрой «на чистую воду» вывела

Как Счетная палата Минстрой «на чистую воду» вывела

Неприятную для российского Минстроя новость озвучила Счетная палата: безрезультатно потрачены 1,9 млрд рублей, из них 1,4 млрд – из федерального бюджета. В Минстрое пообещали все быстренько исправить

РБК сообщает, что в 2018 году должна была завершиться реформа государственного ценообразования в области строительства. Она подразумевала переход от нынешних промежуточных индексов, основанных на запылившихся ценах 2001 года, к так называемому ресурсному методу – основанному на реальных рыночных ценах. Предполагалось, что реформа, провести которую поручил лично президент Владимир Путин, должна сэкономить бюджетные деньги – снизить риск завышения стоимости объектов, которые строятся по государственным подрядам.

Сейчас даже не будем говорить о сути реформы – технические особенности составления смет мало что говорят простым смертным, тем более что к ценам на квартиры это отношения не имеет. Поговорим о том, что тысячи высокооплачиваемых сотрудников не могли справиться с рядовой, в общем, задачей, пока их не пнула Счетная палата. Но как только раздался звучный пинок, дорожная карта внезапно возникла из небытия. Судя по всему, на ее составление потребовалась пара дней напряженной работы трех-четырех сотрудников.

Зачем это нужно

Итак, в 2015 году все та же Счетная палата, которую возглавляла тогда Татьяна Голикова, показала, как уплывают государственные деньги из-за использования устаревшей системы оценки расходов. Подрядчики давно адаптировались к этой системе, нашли в ней слабые места, структура цен на материалы с 2001 года сильно изменилась (импортозамещение) – в общем, потребовалось пересмотреть сам принцип оценки. Учитывать реальные рыночные цены, ситуацию на рынке и прочие динамические параметры. Разумно? Да.
Как Счетная палата Минстрой «на чистую воду» вывела
Для этих целей было решено создать Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве – ФГИС ЦС, куда загружались бы данные о ценах от производителей и импортеров. Ориентируясь на эти цифры, было бы несложно сверять заявки подрядчиков с реальным положением дел на рынке. Разумно? Да, хотя всего этого не потребовалось бы, если бы у нас нормально работала система тендеров, а не заключались сплошь и рядом контракты с «единственным участником». При свободном доступе строителей к тендерам они бы сами формировали разумную цену – оставалось бы только следить за отсутствием картельного сговора, но на это у нас вроде как есть Федеральная антимонопольная служба.

Тем не менее доверяй, но проверяй. ФГИС ЦС получила зеленый свет, а заняться этой системой было поручено Главгосэкспертизе, входящей в систему Минстроя.

Три года впустую

Увы, Минстрой более чем за три года так и не смог поделить задачи и полномочия с собственным автономным учреждением. Стороны не составили даже дорожную карту, как сейчас неуклюже называют план действий по проекту. ФГИС ЦС, на которую за два последних года потрачено не менее 400 миллионов рублей, как бы существует, но фактически не функционирует – по крайней мере задач своих не выполняет.

Другие части задания президента либо не выполнены, либо выполнены ненадлежащим образом, заключили в Счетной палате.

И буквально через несколько дней дорожная карта проекта поступила в правительство. Это вам ничего не напоминает? Наверняка и вокруг вас есть нерадивые работники, которые действуют по принципу «еж птица гордая, не пнешь – не полетит». Нужно, чтобы шеф наорал, пригрозил штрафом – и тогда на лицах появляется энтузиазм, работа чудесным образом начинает спориться, и остается лишь недоумевать, что раньше-то мешало все нормально сделать, не дожидаясь унизительной выволочки.

За кражу десяти тысяч рублей у нас отправляют за решетку – и, кстати, правильно делают. Здесь, судя по всему, никаких кар не будет – ну потратили в воздух сотни миллионов, это же не преступление против личности. И вообще, папа с мамой учили, что «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Не украдено ведь, просто использовано неудачно.

Человеческий фактор

Но особую пикантность ситуации придает то, что бывший министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, который, собственно, и не справился с поставленной задачей, работает сейчас… в Счетной палате – курирует там медицину и образование. Круговорот нашкодивших чиновников был характерен и для царской России, но сейчас он приобрел масштабы государственной политики.
Как Счетная палата Минстрой «на чистую воду» вывела
То есть одной рукой глава Счетной палаты подписывает выводы о, мягко скажем, сомнительном расходовании средств, а другой – выписывает новогоднюю премию человеку, который за это расходование отвечал. Впрочем, вполне возможно, что Мень окажется неплохим аудитором. В конце концов, кромешная глава Минздрава Татьяна Голикова очень неплохо управлялась со Счетной палатой, чем Мень хуже?

Интересно, что и аудит проекта возглавлял человек с отнюдь не финансовым или юридическим образованием – Юрий Росляк, бывший зам Лужкова по экономике и энергетике, заслуженный строитель России. И он очень сурово оценил работу своих чиновных коллег: «Вместо того, чтобы оптимизировать действующую систему ценообразования, основанную на базисно-индексном методе, ее просто законсервировали со всеми недостатками».

* * *

Что ж, шеф наорал, работа пошла. Будем надеяться, что аудит прошел не зря, и вскоре стоимость государственных строительных подрядов снизится. Иначе зачем вообще все затевалось?

источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.