Мифы и реальность платного въезда в ТТК

Несмотря на официальные опровержения, эксперты уверены, что сбор денег за пересечение ТТК лишь вопрос времени.

Мифы и реальность платного въезда в ТТК

Третье транспортное кольцо «встанет», офисы «сбегут» из центра, а пригородные электрички захлебнутся от небывалого потока пассажиров. Такая картина ждет первопрестольную после введения платного въезда в город, предрекают эксперты.

Накануне вечером в прессу просочилась информация о том, что Департамент транспорта города Москвы готовит некий «пилотный проект» по введению зоны платного въезда в столицу. В ведомстве по запросу эту информацию опровергли.

«Правительство Москвы не рассматривает вопрос введения платного въезда в город или в отдельные его районы. В настоящий момент в Москве уже реализуются такие меры регулирования движения, как ввод интеллектуальной транспортной системы, структурирование организации движения, введение платных парковок. Все эти меры подтверждают свою эффективность – средняя скорость движения транспорта в городе за последние пять лет выросла на 12% и продолжает расти. Поэтому вопрос перехода к другим, более жестким ограничительным мерам, в настоящее время не рассматривается», — отметили в Дептрансе.

Однако эксперты из числа как сторонников, так и противников этой идеи, все же уверены, что введение платного въезда — это лишь вопрос времени.

«Мой прогноз, который я давал и год, и три года назад: осень 2017 года или весна 2018 года», — написал в своем ЖЖ депутат муниципального округа Басманный Евгений Будник. По его словам, пока законодателей сдерживают грядущие выборы: в 2017 году – парламентские думские, в 2017 году — муниципальные.

Такого же мнения придерживается депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков. «До выборов такой документ вряд ли поступит в городской парламент. Что касается его «проходимости», то у меня нет никаких сомнений в том, что 40 депутатов, которые, по сути, представляют сейчас «Единую Россию», несмотря на принадлежность к другим партиям, поддержат любой законопроект, который будет спущен мэрией», — заявил столичный парламентарий.

При этом Клычков заявил, что фракция КПРФ будет выступать против платного въезда. «Мы взаимодействуем с профильными общественными организациями, чтобы понять аргументацию экспертов «за» и «против», познакомиться с мировым опытом», — добавил он.

«Что касается самого введения платного въезда, несколько лет назад руководитель московского департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что задачей департамента является сокращение количества пользователей личным транспортом на 500 тысяч, что соответствует беспробочному периоду после новогодних праздников (4-5 баллов). Все мы помним, что, несмотря на чреду заявлений о том, что платные парковки не пойдут за пределы Бульварного, Садового кольца, ТТК, программа реализуется», — подчеркнул Клычков.

По информации координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, на самом деле пилотные проекты по введению платного въезда, о которых сообщали СМИ, давно готовы. «Проекты лежат с 2014 года и ждут принятия федерального закона», — отметил он. Обсуждение соответствующего законопроекта в Госдуме, как ожидается, может быть перенесено на осень.

Как заявил Шкуматов, администрироваться система будет примерно по той же схеме, что и штрафы ГИБДД. «Вы проезжаете под камерой, она проверяет, платили ли вы сегодня за въезд или нет. Если не платили, система высылает вам «письмо счастья». Выглядеть оно будет иначе, чем обычное штрафное постановление, но суть не поменяется», — заметил эксперт.

По словам собеседника «Росбалта», сейчас чиновники обсуждают, где вводить платный въезд: внутри МКАД или только в пределах ТТК. «По периметру МКАД и ТТК работает система камер, которая уже сейчас фиксирует все въезжающие автомобили и «обилечивает», но только коммерческие грузовые автомобили грузоподъемностью более 1 тонны, у которых нет пропуска. Система работает два года, сейчас ее просто планируют распространить на легковые автомобили», — подчеркнул он.

Что будет, если чиновники сделают платным въезд на территорию внутри МКАД? По словам эксперта, ежедневно в Москву въезжает около 600 тыс. автомобилей, а иногда до 1 млн. нередко эти люди везут еще кого-то. Если въезд станет платным, подмосковный транспорт — автобусы, электрички — просто не справится с возросшим пассажиропотоком, считает он.

Конечно, есть у этой затеи и плюсы, говорит Шкуматов. «Пробеги по городу у автомобилей, которые приезжают из Подмосковья в Москву, примерно в четыре раза выше, чем у среднестатистического жителя территории внутри МКАД. Условно говоря, один автомобиль жителя области находится на дорогах в четыре раза дольше, чем автомобиль москвича. Платный въезд в пределы МКАД позволит уменьшить пробки на 40%. Но только в том случае, если жители области перестанут ездить в Москву совсем», — отмечает он.

По мнению эксперта, эффект от введения платного въезда от МКАД в центр будет на уровне статистической погрешности. Иными словами, «то, что было бесплатным, просто станет платным».

«С въездом внутрь Третьего кольца еще интереснее. Сейчас центр Москвы нередко используется автомобилистами как транзитная зона, а не пункт назначения. Если въезд сделают платным и введут, как сейчас обсуждается, суточный тариф в 1-1,5 тыс. рублей, люди, естественно, начнут объезжать центр по «трешке». ТТК встанет, поскольку транзитная пропускная способность центра втрое больше пропускной способности самого кольца. «Трешка» будет просто «черной», в центр не смогут заехать даже те, кто готов заплатить. Хвосты из объезжающих, которые будут стоять для заезда на ТТК, забьют основные направления. Нам потребуется построить четырехуровневое Третье транспортное кольцо, чтобы справиться с таким трафиком», — отметил собеседник «Росбалта».

По мнению эксперта, власти, скорее всего, все же предпочтут ввести платный въезд внутри ТТК. «Основная задача — освободить центр. Помните идею Медведева о переезде чиновников в Коммунарку? Видимо, намерения властей поменялись, и на выселки теперь придется ехать всем остальным, — считает Шкуматов. — Если мы возьмем лондонскую историю с платным въездом, то увидим, что офисы из платной зоны практически исчезли. В центре остались только торговля, общепит, сервисы. Вот и в Москве офисы начнут уходить из центра, сосредотачиваться на периферии. Соответственно, основной трафик тоже переместится туда».

С тем, что перспектива ввести платный въезд на территорию внутри МКАД не слишком реалистична, согласен и директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его мнению, это должен быть небольшой пятачок в центре города, например, внутри Бульварного кольца. «Брать периметр МКАДа, с моей точки зрения, абсолютно нерациональная вещь. Если это делать, то нужно придерживаться сингапурской модели, когда оплачивается не сам въезд, а каждый километр поездки. Проехал один километр по одной трассе — заплати копеечку, в другое время и по другой трассе — четыре копеечки», — заметил эксперт.

Другой вопрос — как администрировать платный въезд. «В Лондоне, например, стоит 500 стационарных камер на ключевых участках улично-дорожной сети, и 200 автомобилей с таким же оборудованием курсирует по городу. Отслеживают каждый автомобиль, который въезжает в платную зону. Поймали номер, нашли его в базе. Если у владельца есть транспортная карта Лондона, с нее будет списана сумма за въезд. Если транспортной карты нет или нет на ней денег, то по фискальному адресу владельца, который тоже есть в этой базе, будет направлено извещение о том, что въезд необходимо оплатить. Но в Лондоне, как в Америке, Германии, есть важное преимущество — номер автомобиля намертво привязан к номеру социального страхования, чего нет у нас», — пояснил собеседник «Росбалта».

Примерно тот же алгоритм действует в Стокгольме, только там все намного проще: камеры стоят на мостах при въезде на платный участок.

В Сингапуре же на каждом автомобиле стоит аппаратура, которая фиксирует GPS-трек за последнюю неделю, месяц, причем, не просто километраж, а именно маршрут движения. По сложной дифференцированной тарифной шкале владельцу выписывается счет — как за электричество.

Определись с зоной, выбрали схему, по которой система будет работать, а дальше возникает еще одна проблема — как быть с местным населением? «В любом случае, это должен быть тщательно проработанный проект. Причем успех его абсолютно не очевиден. Например, в Лондоне ввод платного въезда сработал, тогда как во многих городах Германии транспортную проблему удалось решить и без этого, хотя такой вариант там тоже обсуждался», — отметил Блинкин.

По его словам, наряду с платным въездом существует множество других инструментов, которые позволяют навести порядок на дорогах. «В Москве еще не проработан как следует вопрос резидентной парковки. Есть москвичи, вроде меня, их тысяч триста, которые купили себе подземные гаражи. А есть 3,5 млн автомобилистов, которые хранят личный транспорт абсолютно бесплатно у себя под окнами. Для города с нашими территориальными ресурсами и с нашим количеством автомобилей это вещь абсолютно немыслимая. А мы к этому вопросу еще даже не подступились. Это ключевой вопрос, взрывоопасный. Люди привыкли, что можно ставить автомобили под окнами — во дворах или на проезжей части, бесплатно. Меж тем, в других городах мира, от Японии до Германии, этот вопрос администрирован очень жестко и очень дорого. Если мы отрегулируем резидентную парковку, возможно, незачем будет затевать разговор о платном въезде», — добавил собеседник «Росбалта».

В то же время первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков уверен, что норма о платном въезде будет исключена из находящего на рассмотрении депутатов законопроекта. «Если произойдет по-другому, тогда я съем свой галстук», — заявил он Business FM.

Читайте также на Информационном портале РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.