Минэнерго посчитало тепло

Минэнерго разработало методику расчета предельной цены на тепловую энергию

Минэнерго посчитало тепло

Минэнерго разработало методику расчета максимальной цены за тепло исходя из стоимости строительства и функционирования котельной в каждом отдельно взятом населенном пункте. Вся страна делится на восемь так называемых температурных зон, принадлежность к которым влияет на расчет предельного уровня цен. Срок окупаемости котельной, по мнению ведомства, составит всего 10 лет, а доходность превысит 18%. Впрочем, с такими расчетами не согласны в Минэкономразвития. По их мнению, доходность теплоснабжающих организаций в полтора раза ниже.

Министерство энергетики разработало правила и порядок определения предельного уровня цен на тепловую энергию. Цены будут действовать не менее 12 месяцев. Их расчетом займутся региональные комитеты по тарифам: на 2017 год представить данные необходимо не позднее 1 октября 2016 года, установить предельные цены на 2017 год планируется не позднее 20 декабря 2016 года. Предельные цены будут утверждаться с календарной разбивкой: с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря, при этом цены в первом полугодии будут идентичны тем, что действовали во втором полугодии предыдущего года. Таким образом, ждать повышения цен на тепло следует не ранее чем с 1 июля 2017 года.

Такие данные содержатся в проекте постановления правительства, который был разработан в Минэнерго в рамках «дорожной карты» по реформированию отрасли теплоснабжения, одобренной правительством в октябре 2014 года. Согласно предложенной тогда целевой модели рынка, теплоснабжающая отрасль должна перейти на нерегулируемые цены на пар и тепловую энергию (мощность) для потребителей. Стоимость тепла для населения продолжила бы оставаться регулируемой, но лишь частично: планировалось определять предельный уровень цен, для чего было введено такое понятие, как цена «альтернативной котельной».

Суть этой методики заключается в том, чтобы в определенном населенном пункте рассчитать расходы на строительство котельной, определить уровень безубыточного производства тепла и возврата инвестиций в строительство котельной, а затем предложить ТЭЦ продавать тепловую энергию по стоимости, не превышающей предполагаемый тариф с «альтернативной котельной».

Цена включает все

Предложенная Минэнерго методология определения цены учитывает, в частности, такие технико-экономические параметры котельных и тепловых сетей, как виды топлива, которые преобладают в указанной системе теплоснабжения, среднестатистическое количество этажей жилых и многоквартирных домов, температурное и сейсмическое влияние на территории, к которой относится поселение, а также расстояние, на которое транспортируется тепловая энергия.

Согласно предложению Минэнерго, предельная цена на тепло должна обеспечивать компенсацию расходов на топливо, включая затраты на его доставку, на строительство котельной и тепловых сетей с подключением к электрическим и газораспределительным сетям, централизованной системе водоснабжения и водоотведения, на создание резерва по сомнительным долгам (определяется органом регулирования, но не ниже 0,02), а также учитывать отклонения фактических показателей, используемых при расчете, от прогнозных.

Расходы на строительство котельной и теплосетей включают в себя также такие параметры, как стоимость земельного участка, на котором осуществляется строительство, и коэффициенты температурного и сейсмического влияния на работу котельной.

Минэнерго посчитало тепло

Чем теплее, тем дешевле

Вся территория страны, согласно проекту постановления, будет разделена на восемь температурных зон, принадлежность к которым повлияет на определение расходов на строительство котельной и теплосетей.

Температурный коэффициент в первой и второй зонах — понижающий.

В первую зону отнесены Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Северная Осетия — Алания, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская область.

Ко второй температурной зоне причислены Калмыкия, Астраханская, Псковская, Ростовская области и Курильские острова (???).

По мнению составителей документа, расходы на строительство в этих регионах наиболее низкие. К примеру, расходы на строительство угольной котельной в первой температурной зоне меньше, чем в базовой третьей зоне, на 4%.

В третью температурную зону, коэффициент которой не снижает и не увеличивает значение расходов на строительство, включены часть Карелии, Белгородская, Брянская, Владимирская, частично Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Рязанская, часть Саратовской, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, а также города Москва, Санкт-Петербург и Кострома.

С четвертой по восьмую температурную зону действуют коэффициенты с повышением. К ним относятся такие регионы, как Алтай, Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская республики, Алтайский, Пермский края, Коми, Тува, Хакасия, Новосибирская, Амурская, Кемеровская, Курганская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Еврейская АО, ХМАО и ЯНАО, Якутия.

Самым дорогим признается строительство угольных котельных в самой малочисленной восьмой температурной зоне — четырех районах Якутии (Верхоянский, Момский, Оймяконский и Томпонский).

Построить угольную котельную там дороже, чем в Москве, на 37%.

Впрочем, в 2017 году новая методика определения цен на тепло будет применена лишь в нескольких регионах, сообщил в конце 2015 года глава Минэнерго Александр Новак. Какие именно регионы будут участвовать в пилотном проекте, Новак не сообщил, ограничившись лишь уточнением, что их будет не менее десяти.

Минэнерго посчитало теплоМинэнерго посчитало тепло

Котельная — дело прибыльное

В подготовке расчетной модели участвовало и Минэкономразвития. Как сообщили в ведомстве, в методике расчета были учтены все предложения МЭР, «за исключением оставшегося нерешенным вопроса о параметрах возврата инвестированного капитала».

Согласно методике, предложенной Минэнерго, базовый уровень нормы доходности инвестированного капитала при строительстве котельной и теплосетей — 18,81%, а срок окупаемости инвестиций — 10 лет. В Минэкономразвития не так оптимистично смотрят на доходность котельных: по мнению ведомства, доходность не будет превышать 12%, а срок окупаемости составит 15 лет.

«Срок возврата и доходность должны отражать приемлемый для инвестора срок возврата и рыночную норму доходности исходя из уровня рисков, который в сфере теплоснабжения низкий», — пояснили в Минэкономразвития.

Тепло и подорожает, и подешевеет

Тариф на котельных в два-три раза выше, чем на теплоэлектроцентралях.

«Еще когда разрабатывалась «дорожная карта», мы рассчитали стоимость строительства котельной и определили максимальный уровень тарифа, который может быть выставлен населению. Средний тариф по ТЭЦ получался порядка 500 руб. за Гкал/ч, средний тариф по котельной — 1200–1300 руб. за Гкал/ч», — пояснил директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов.

В результате по ряду регионов произойдет ожидаемый рост тарифов (не выше предельного уровня), но по некоторым субъектам, наоборот, снижение существующих тарифов на тепло. В том случае, если предельная цена оказывается ниже существующего тарифа, Минэнерго предлагает заморозить цены на тепло для населения на существующем уровне, до тех пор пока с течением времени из-за инфляции предельный уровень, рассчитанный по принципу «альтернативной котельной», не превысит существующие тарифы.

Основная задача, которую призвана решить новая методика тарифообразования, — это привлечение инвесторов в сферу теплоснабжения, что повлечет за собой обновление основных производственных фондов и устранение технологического отставания отрасли от других стран. Пока теплоснабжение — одна из наиболее проблемных отраслей с точки зрения износа оборудования. По данным Минстроя, доля тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене, на конец 2014 года (данные за 2015 год будут опубликованы не ранее марта) составляла 28,8%, увеличившись на 0,8% с 2010 года.

«Если посмотреть статистику, налицо повышение аварийности по тепловым компаниям. Это свидетельствует во многом о том, что ресурс выработан, оборудование морально изношено, — пояснил глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — И речь уже идет не о сохранении, а даже об обеспечении безопасности жителей и предприятий, которые пользуются теплом».

По мнению Пикина, уверенности в том, что власти решатся принять модель «альтернативной котельной» для всей страны, нет.

«Если в результате пилотных проектов в десяти регионах цены на тепло вырастут на десятки процентов, то это может привести к негодованию потребителей и населения, ведь счета за тепло занимают больший объем по расходам, чем счета за электричество, — отметил Пикин. — Опыт показывает, что на радикальные изменения власти решаются только тогда, когда происходит технологический обвал. Но ждать его и откладывать решение этого вопроса на потом нельзя, с каждым годом затраты на восстановление производственных фондов увеличиваются».

Минэнерго посчитало тепло

источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.