«Платон» подорожает ради платных дорог

Денег от «Платона» оказалось слишком мало

«Платон» подорожает ради платных дорог

Росавтодор будет добиваться повышения в два раза тарифов в системе «Платон». Проблема увеличения сборов с дальнобойщиков пока обсуждается в правительстве. Эксперты отмечают, что ведомству не хватает собираемых средств на финансирование проектов платных дорог в регионах в рамках государственно-частного партнерства. В конце сентября Росавтодор представит рейтинг проектов, который определит, какие из них сможет финансировать государство.

В понедельник глава Росавтодора Роман Старовойт заявил, что ведомство выступает за повышение тарифов за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой 12 тонн и выше в рамках системы «Платон». «Росавтодор предлагает вернуться к прежнему тарифу и отменить льготный коэффициент», — сказал глава Росавтодора.

Напомним, что с 15 ноября 2015 года, когда с владельцев большегрузов начали взимать плату за проезд по федеральным дорогам, и по настоящее время действует льготный тариф в 1,53 руб. за 1 км пути. Полный тариф, который составляет 3,06 руб., правительство собиралось вводить сначала в марте 2016-го, затем летом текущего года, а позже и вовсе задумало отложить до 2019 года.

Как отметил Старовойт, на прошлой неделе состоялось совещание под председательством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, на котором вопрос повышения тарифов «Платона» обсуждался вновь, однако окончательного решения принято не было.

«Вопрос о целесообразности возможного изменения коэффициента расчетов в системе «Платон» будет рассматриваться вышестоящими инстанциями, — пояснили в пресс-службе Росавтодора. — Мы хотим подчеркнуть, что дополнительные поступления от сборов системы «Платон» в дальнейшем позволили бы добиться еще больших успехов в сфере повышения качества и безопасности автомобильных дорог страны».

Предложение Росавтодора о повышении тарифов прежде всего может быть связано с острой нехваткой собираемых сейчас средств, из которых государство планирует финансировать региональные проекты по строительству платных дорог в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

Актуальность вопроса повышения тарифов «Платона» связана и с тем, что о результатах рассмотрения заявок по региональным проектам ГЧП Росавтодор должен объявить уже в конце сентября, представив рейтинг проектов, на основании которого будет приниматься решение о финансировании.

Напомним, что ранее регионы отправили в Росавтодор семь заявок на финансирование строительства платных дорог за счет денег, собранных с большегрузов. ГЧП по этим проектам предусматривает трехстороннюю систему финансирования: из федерального (не более 50% — для автомобильных дорог и не более 75% — для искусственных дорожных сооружений) и регионального бюджетов, а также за счет частного капитала (не менее 15%).

В числе предварительно одобренных ведомством заявок оказался обход Хабаровска, мост через реку Обь в Новосибирске, трассы Пермь — Березники, Стерлитамак — Магнитогорск и восточный выезд из Уфы на трассу М5 «Урал», окружная дорога вокруг Тюмени и дорога в Самарской области.

Количество прошедших предварительный этап отбора заявок впоследствии фактически сократилось до пяти. Как отмечает источник, близкий к Росавтодору, проекты Самарской области и Тюменской области могли быть исключены из-за их недостаточной проработанности.

«Платон» подорожает ради платных дорог

«Эта информация на уровне слухов. Однако примечательно, что представителей от этих регионов не было на семинаре, посвященном этой теме, который Росавтодор проводил в Москве 23 сентября», — отмечает собеседник.

Представитель Росавтодора эту информацию опроверг.

Рейтинг проектов, претендующих на получение государственной поддержки, Росавтодор объявит на инвестиционном форуме «Сочи-2016», который начнется 29 сентября.

Проекты платных дорог, которые претендуют на выделение бюджетных средств в 2017 году, весьма дорогостоящие. В частности, строительство объезда Хабаровска, проект, который в Росавтодоре называют одним из наиболее перспективных, предполагает выделение из бюджета 29 млрд руб., а общие затраты на реализацию проекта составят почти 45 млрд руб. Новосибирский мост обойдется примерно в 40 млрд руб., а из федерального бюджета регион просит на проект 25 млрд.

И в других регионах, которые пока не попали в список первоочередных претендентов, также рассчитывают на существенное финансирование. Например, в Удмуртии чиновники хотят получить 17,5 млрд руб. от государства на строительство обхода Ижевска — половину от общей стоимости дороги. В регионе рассчитывают начать строительство трассы уже в 2018 году.

Стоит отметить, что с 15 ноября 2015-го по 15 сентября 2016-го «Платон» собрал лишь около 13,8 млрд руб.

При этом, согласно прогнозу Минфина, доходы от «Платона» в ближайшие три года будут составлять в среднем около 20 млрд руб. в год. В 2017 году ожидается поступление в бюджет 19,975 млрд руб., в 2018 году — 20,215 млрд, а в 2019 году — 20,510 млрд.

Таким образом, денег, которые приносит «Платон», хватит на финансирование в рамках ГЧП отнюдь не всех региональных проектов.

Однако в пресс-службе Росавтодора отмечают, что сразу несколько региональных ГЧП-проектов могут быть профинансированы за счет сборов системы «Платон». «Финансовые модели региональных проектов предполагают не единовременную выплату от государства, а дифференцированные межбюджетные трансферты в течение нескольких лет. Такая схема позволит приступить к финансированию сразу нескольких проектов», — поясняют в ведомстве.

«На сегодняшний день на бюджетное финансирование могут рассчитывать один-два проекта, — говорит глава российской практики по инфраструктуре и проектам ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. — Ведь часть из собираемых «Платоном» средств государство еще выплачивает концессионеру проекта (государство обязано выплачивать 10,6 млрд руб. в год концессионеру «Платона» — РТИТС). Поэтому повышение тарифов «Платона» можно объяснить нехваткой средств на финансирование проектов ГЧП в регионах. Мы считаем повышение тарифов обоснованным — изыскивать дополнительные средства на развитие региональных дорожных проектов очень сложно. Но в целом «Платон» в данном случае — это не панацея, а просто одна из возможностей».

«Платон» подорожает ради платных дорог

«Понятно, что денег на строительство дорог в регионах мало, — говорит глава Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Бликнин. — Конечно, тарифы «Платона» повышать надо или же искать другие источники поступления денег. При этом сборы с тяжелых грузовиков — маленькая часть дорожного кошелька, но сейчас этот кошелек просто не работает. В год содержание «Платона» обходится в 10 млрд. Кроме того, плательщиков скоро освободят от транспортного налога — это еще минус 10 млрд из бюджетов регионов».

По словам Ревзиной, тем регионам, которые подали заявки в Росавтодор, но не получат в итоге поддержки государства, стоит задуматься о плане «Б».

«Мы уверены, что даже в случае отсутствия государственного финансирования при правильном структурировании проекта возможно привлечь на него средства с рынка, — говорит собеседница. — Проекты, которые уже были реализованы, это подтверждают. Конечно, инвестиции должны быть возвращены. Но можно возмещать вложения уже после запуска проекта в эксплуатацию и не предусматривать капитальный грант — софинансирование в строительство – то, на что претендуют инвесторы по региональным проектам. В итоге те региональные проекты, которые не получат федеральное финансирование, смогут не только распасться, а напротив — могут быть даже быстрее реализованы, чем проекты с госучастием. Ведь федеральное финансирование — это долгая процедура».

По мнению Блинкина, из-за кризиса без государственной поддержки инвесторы в одиночку не будут вкладываться в крупные проекты по строительству платных дорог, поэтому выделение государством на эти цели средств, в том числе собранных «Платоном», имеет большое значение для развития дорожного хозяйства в регионах.

Декларируемая цель введения сбора с фур — обеспечение за счет собранных средств поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. При этом уже спустя несколько месяцев работы «Платона» чиновники из дорожной отрасли заговорили о том, что собранные с большегрузов средства стоит направить на строительство в регионах платных дорог и мостов, а не на ремонт существующих.

Впрочем, в 2016 году правительство все же распределило собранные средства — 10,85 млрд руб. — на неотложный ремонт дорог в регионах вместо строительства новых платных трасс. Кроме того, еще 12 млрд, якобы собранных «Платоном», были выделены из бюджета на строительство и ремонт уникальных искусственных дорожных сооружений в ряде субъектов. Теперь регионы ждут составления Росавтодором рейтинга своих проектов ГЧП. Решение о финансировании должны будут утвердить межведомственная комиссия при Минтрансе и правительство, а деньги начнут выделяться в первом квартале 2017 года.

«Платон» подорожает ради платных дорог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.