Правительство выбирает между увеличением НДС, подоходного налога или госдолга

Правительство выбирает между увеличением НДС, подоходного налога или госдолга

Правительство готовит альтернативные варианты основных параметров федерального бюджета на 2017–2019 годы в дополнение к разработанным Минфином летом этого года. Альтернатив будет три. Первая предполагает только увеличение НДС, вторая — только рост подоходного налога, третья — только увеличение эмиссии госдолга. Предлагается представить разные сроки роста налогов — с 2017 или 2018 года. Все варианты будут содержать норму выплат дивидендов госкомпаний в бюджет в размере 50%, сокращение субсидирования госкомпаний и госкорпораций, рост порога или его отмену для сборов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Выбор между вариантами произойдет 3–4 октября.

Стали известны подробности обсуждения в правительстве и Администрации президента бюджетной конструкции на 2017–2019 годы.

В целом они были определены на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 21 сентября и у президента Владимира Путина 22 сентября и оформлены премьерскими поручениями Минфину, Минэкономики, Минтруду и Минэнерго.

Большая их часть, сообщают источники в Белом доме, имеет срок исполнения 27 сентября (поручение представить сроки завершения «большого нефтегазового маневра» — 30 сентября).

Сегодня сообщалось о совещании на бюджетные темы у президента, источники говорят о совещании по тем же темам у премьер-министра, итоги их не объявлялись.

3–4 октября должны состояться финальные совещания: в комиссию по бюджетным проектировкам окончательный вариант параметров бюджета на 2017–2019 годы должен попасть 5 октября, на заседание правительства — 6 октября.

Напомним, базовая версия этого документа Минфином подготовлена еще в августе 2016 года. Она основывается на неизменности налогового режима до 2018 года, номинальном ограничении федеральных расходов до 2019 года уровнем 2016 года и дефицитом бюджета в 3,2% ВВП в 2017 году с последующим ежегодным снижением на 1 процентный пункт в год и на возможности соблюдения ЦБ таргета по инфляции в размере 4% в ранее декларировавшихся параметрах.

Минфину и Минэкономики поручено представить альтернативные варианты с большим дефицитом бюджета, покрываемым или ростом эмиссии госдолга, или ростом НДФЛ, или увеличением НДС.

Сейчас ни один вариант не выбран. Кроме того, пока Белый дом ориентируется на базовый вариант — с уступками ведомствам при коррекции бюджета-2016.

Вариант с повышением НДФЛ наиболее известен — напомним, речь идет о росте налога на доходы сверх некоторого уровня до 20% с сохранением льготной ставки 13% для большей части зарплат ниже медианного дохода в РФ (фактически речь идет о ставке 20% с вычетом, а не «налоге на высокие зарплаты»).

Ранее Минфин склонялся к его повышению с 2018 года, технически это вписывается в альтернативный бюджет, дефицит которого в 2017 году можно покрывать средствами Фонда национального благосостояния.

Правительство выбирает между увеличением НДС, подоходного налога или госдолга

Сейчас НДФЛ — муниципальный налог, новый его статус при этом изменении неочевиден.

Вариант с повышением НДС также не определен по датам. На совещаниях прошлой недели обсуждался и вариант немедленного (с января 2017 года) роста НДС до 20% и отложенного — с 2018 года.

Против увеличения НДС выступает глава ЦБ Эльвира Набиуллина: рост ставки налога приведет к мгновенному скачку инфляции — он транслируется в цены почти полностью и сразу, в отличие от курса доллара.

Вариант с ростом заимствований наиболее прост.

Напомним, по предварительным оценкам Минфина на середину сентября, чистые займы через ОФЗ в базовом варианте бюджетных проектировок составляют около 1 трлн руб. в год в 2017–2019 годах, далее все зависит, очевидно, от емкости внутреннего рынка госдолга (и от перспектив пенсионных накоплений) и от ставок по займам.

Эмиссия ОФЗ — среднесрочно менее проинфляционное решение, нежели рост налогообложения.

Вне зависимости от того, будет выбран базовый вариант или один из трех дополнительных, часть новых решений по бюджету уже де-факто принята.

Это увеличение нормы перечисления госкомпаниями дивидендов до 50% прибыли (равно как и прибылей всех ФГУПов) и уменьшение федеральных перечислений госкорпорациям и госкомпаниям «на сумму неиспользуемых ими временно свободных средств».

Кроме этого, увеличивается размер платы за пользование водными биологическими ресурсами и за использование федеральных лесов.

Кроме этого, Минфин, Минэкономики и Минтруд должны согласовать размер и даты роста тарифов соцплатежей в Пенсионный фонд свыше нынешнего порога и ввести платежи «сверх порога» в Фонд социального страхования. Скорее всего, это означает рост с 2017–2018 годов общей нагрузки на работодателей при отказе от изменения самой ставки тарифов.

Дмитрий Бутрин

Читайте также на Информационном портале РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.