Создание США сети военных биологических лабораторий по периметру границ России

Создание США сети военных биологических лабораторий по периметру границ России
Военно-биологическая инфраструктура США вблизи российских границ

Ежедневно на экранах телевизоров и электронных СМИ обсуждаются темы наращивания группировки НАТО в Восточной Европе и антироссийских санкций. При этом гораздо меньше внимания уделяется другой проблеме – военное ведомство США завершает процесс опоясывания России биологическими лабораториями двойного назначения.

Центральные референс-лаборатории, создаваемые США, дополненные сетью менее крупных зональных станций, с 2010 г. действуют на Украине, с 2011 г. в Грузии, а с 2016 г. в Казахстане. Канадой предпринималась попытка создания ЦРЛ в Киргизии. В программы сотрудничества с Соединёнными Штатами в военно-биологической сфере были вовлечены Армения, Азербайджан, Узбекистан.

Так, на Украине в рамках соглашения между Министерством здравоохранения Украины и Министерством обороны США от 29.08.2005, № 840_138 открыты лаборатории по изучению особо опасных инфекций, в том по одной лаборатории открыто в Киеве, Одессе, Херсоне, Тернополе, Ужгороде, Виннице, Харькове и Луганске, по две лаборатории – в Днепропетровске, три лаборатории действуют во Львове. Таким образом, 8 из 13 лабораторий открыты в украинских городах-миллионниках (Киев, Львов, Одесса, Днепропетровск и Харьков) с общим населением около 10 млн человек. Интегрирующим подрядчиком строительства всех лабораторий выступила американская компания «Black & Veatch Special Projects Corp.».

В Грузии в пос. Алексеевка в пригороде Тбилиси функционирует лаборатория «Центр исследования общественного здоровья им. Ричарда Лугара» (после неоднократных протестов России передана Национальному центру по контролю заболеваний Грузии). Также в республике модернизированы региональные санэпидемстанции. Кроме того, в Грузии действует ряд биологических объектов, подконтрольных Пентагону: Тбилисский Национальный центр по контролю инфекционных заболеваний; Центр поддержки уменьшения угроз в Кутаиси; хранилище высокоопасных биосубстанций на военной базе в окрестностях Тбилиси; Растительная лаборатория в Кобулети; Институт микробиологии, вирусологии и бактериофагов в Тбилиси. Создан банк возбудителей остропротекающих и опасных заболеваний.

В Казахстане завершается строительство американской компанией AECOM (подрядчик Агентства по сокращению военной угрозы /DTRA/ Министерства обороны США) на базе «Казахского научного Центра карантинных и зоонозных инфекций им. М. Айкимбаева» в Алматы Центральной референс-лаборатории. Дополнять казахстанскую ЦРЛ будет новая станция раннего оповещения о вспышках заболеваний в Центральной Азии, создаваемая на базе Научно-исследовательского сельскохозяйственного института ДНИСХИ. На ее возведение США выделили 5,6 млн долларов. В 2001 г. правительством Казахстана создана межведомственная комиссия по проведению исследовательских работ и предотвращению распространения испытанных биологических средств на острове Возрождения в Аральском море. В реализации проекта приняло участие DTRA.

В 2013 г. в Азербайджане в г. Баку построена ЦРЛ с 3-м уровнем биологической безопасности, специализирующаяся на исследовании патогенных микроорганизмов в образцах человеческого и животного происхождения. Строительство спонсировалось DTRA.

В Армении летом 2016 г. планируется открытие Центральной референс-лаборатории в Ереване. Аналогичные лаборатории будут открыты в 2017 г. в Лори, Гехаркуникской и Сюникской областях, в Гюмри. Весной 2016 г. года в Иджеване при поддержке США закончена реконструкция лаборатории Национального центра по контролю и профилактике болезней Минздрава Армени.

В Молдавии в 2008 г. при поддержке USAID открыта Центральная референс-лаборатория в Кишиневе в рамках проекта «Предупреждение ВИЧ/СПИДа и гепатитов В, С».

В Таджикистане западными компаниями, аффилированными с оборонной промышленностью США, создана сеть бактериологических лабораторий в Согдийской и Хатлонской областях, г. Душанбе и республиканской туберкулезной больнице «Шифо» в Вахдате, в данные лаборатории разрешен вход только специалистам из ПРООН.

В Узбекистане Национальная референс-лаборатория открыта в 2007 г. при финансовой поддержке USAID. В 2011 г. DTRA оплатило строительство двух диагностических лабораторий второго уровня биологической безопасности в Андижане и Фергане. Всего на территории Узбекистана функционируют 10 биологических лабораторий DTRA.

Особенности построенных США биологических лабораторий

США декларируют исключительно гражданское назначение деятельности этих объектов – обеспечение биологической безопасности постсоветских республик. Однако, они могут быть использованы – а, возможно, уже используются – во враждебных России целях. Следующие факты диктуют такие предположения.

1. Все объекты возводятся на средства Министерства обороны США, а не Министерства здравоохранения. По своей стоимости это сейчас самые дорогие объекты, финансируемые правительством США в регионе (расходы на ЦРЛ на Украине – свыше 175 млн дол., Грузии – 150 млн, в Казахстане – 130 млн дол.), что говорит о приоритетности программы для Вашингтона. Именно американское военное командование ставит перед ЦРЛ научные цели и является получателем систематизированной информации. При этом не только сторонним наблюдателям, но и непосредственным исполнителям научных работ на местах может быть не ясно, имеют ли проводимые биологические исследования конечный мирный или наступательный характер. В силу специфики отрасли это понятно только заказчику, т.е. Пентагону.

2. Практика использования американцами подобных объектов показывает, что они выведены из-под национального контроля, функционируют в закрытом режиме. Лаборатории укомплектовываются иностранным персоналом, в том числе обладающим дипломатическим иммунитетом, а представители местного гражданского здравоохранения прямого доступа к этим объектам не имеют. Число сотрудников лабораторий, от 50 до 250 человек, намного превышает количество персонала, необходимого для обслуживания автоматизированных гражданских лабораторий с заявленными целями.

Объекты, финансируемые США на постсоветском пространстве, являются частью глобальной системы лабораторий, которую Вашингтон расширяет по всему миру. У многих стран, в которых появились такие комплексы, возникают типичные проблемы. Так, в 2010 г. Индонезия настояла на закрытии медицинского научного подразделения ВМС США NAMRU-2, деятельность которого она никак не контролировала, хотя располагалось оно в комплексе зданий Минздрава страны. Джакартой были зафиксированы проведение засекреченных экспериментов и несанкционированный мониторинг национальных исследований. Также причинами решения стали требования американской стороны предоставить дипломатический статус для сотрудников лаборатории и её отказ передать на безвозмездной основе результаты исследований отобранных на индонезийской территории образцов вируса «птичьего гриппа» H5N1. Министр здравоохранения Индонезии Сити Фадила Супари тогда выразила опасения, что результаты работы NAMRU-2 с образцами местных патогенов в будущем будут использованы США при создании биологического оружия или для коммерческого продвижения в развивающиеся страны вакцин западных фармацевтических компаний.

3. Руководителями объектов часто назначаются лица из числа лояльных Вашингтону военных или сотрудников спецслужб. Так, ЦРЛ в Тбилиси ранее возглавляла шеф грузинской разведки Анна Жвания. Возможным главой алматинской ЦРЛ называют Канатжана Алибекова – советского военного микробиолога-«перебежчика», который продолжительное время работал в США в сфере биологического оружия и биотерроризма.

4. ЦРЛ располагаются в городах или в непосредственной близости от крупных городов-миллионников (Одесса, Харьков, Алма-Ата), вблизи морских портов (Одесса), аэропортов (Тбилиси) или в сейсмоопасных, 9-балльных, зонах (Алма-Ата). С точки зрения обеспечения безопасности их местоположение является чрезвычайно уязвимым, особенно в случае с казахстанской лабораторией, расположенной в регионе с повышенным риском экстремистской угрозы, однако с позиции близости транспортно-логистических узлов местоположение ЦРЛ выгодно для американцев.

5. Вызывает вопросы и тот факт, что, хотя обычно вспышки опасных инфекций фиксируются в Африке и Южной Азии, американские военные проявляют повышенный интерес к странам с относительно благополучной эпидемиологической обстановкой. Зато расположенным вблизи границ основных геополитических конкурентов США.

Цели и задачи США на указанном направлении

Система лабораторных комплексов по периметру границ России потенциально позволит Пентагону решать ряд задач.

1. Собирать информацию (о территориальных микроорганизмах, эндемичных патогенах, средствах борьбы с ними, каналах распространения заболеваний и т.д.), которая потенциально будет иметь ценность для создания нового поколения наступательного биологического оружия – оружия избирательного действия, эффективного против России, Ирана и КНР.

2. Проводить диверсионные операции, направленные на нанесение ущерба экономике (уничтожение поголовья скота, дискредитацию продукции государства на мировых рынках) и человеческому потенциалу России – речь идет о снижении иммунитета и способности к воспроизводству. Одной из первых таких диверсий могла быть вспышка африканской чумы свиней на юге и в центре России в 2012-2013 годах. Атипичная устойчивость к условиям северных широт могла быть привита вирусу в американской ЦРЛ в Грузии, откуда он распространился и где велись работы с соответствующим штаммом. Подобные операции широко практиковались США и ранее, например, против Кубы.

3. Проводить испытания своих биологических разработок в районах, приближённых к территории потенциальных противников (например, отслеживать вирулентность, пути распространения и другие свойства возбудителей опасных болезней).

4. Усиливать зависимость России, КНР и Ирана от продукции западной фармацевтической индустрии, рассчитывая в будущем предлагать лекарственные препараты от заболеваний, искусственно синтезированных или модифицированных с помощью сети ЦРЛ. Тем более что генная инженерия в США достигла впечатляющих результатов.

5. Обходить ограничения, налагаемые Женевской конвенцией от 1972 года о запрещении бактериологического и токсинного оружия, отказывая иностранным инспекторам в доступе к объектам за пределами национальной территории (американцы последовательно уклоняются от создания верификационного механизма в рамках КБТО, в том числе от подписания выработанного в 2001 г. по инициативе Москвы соответствующего протокола к Конвенции). Не опасаться протестов американской общественности и последствий нарушения собственного законодательства в данной сфере.

6. Получить доступ к результатам советской военно-биологической программы. Так, свои коллекции возбудителей опасных болезней (в том числе боевые штаммы микроорганизмов, созданные в СССР) в обмен на американскую помощь в США передали Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан. Указанные коллекции – уникальный продукт деятельности советских ученых, создававшийся в течение нескольких десятилетий. Это, помимо прочего, позволяет составить представление о текущем военно-биологическом потенциале России, предусмотрев соответствующие средства защиты от него.

Факты возможной утечки вирусов из американских лабораторий

1. Распространение африканской чумы свиней из Грузии на юг России

Ситуации на контроле:
Эпидемиологическая ситуация в Казахстане

Предложения по противодействию

С учётом сказанного, есть все основания полагать, что военно-биологическая деятельность США у границ стран ОДКБ угрожает их национальным интересам. А если так, требуется принять совместные упреждающие меры, в том числе:

1. Разработать и принять соглашение о мерах биологической защиты в рамках ОДКБ, запрещающее деятельность военных биологов третьих стран (и работы в их интересах) на территории государств-участников и предусматривающее механизм верификации.

2. Продолжить международные усилия по принятию протокола о механизме контроля к КБТО.

3. Расширить предоставление государствам ОДКБ альтернативной технической помощи со стороны России по оборудованию хранилищ патогенов и других биологических объектов с целью их совместной эксплуатации, снизив тем самым зависимость от донорства США.

4. Широко информировать общественность и руководство стран-реципиентов американской помощи об угрозах размещения ЦРЛ, в т.ч. с использованием СМИ и дипломатических каналов. Если Киев и Тбилиси пошли на сотрудничество с США в военно-биологической сфере в период пребывания у власти лояльных Вашингтону правительств, то Астана, предположительно, недооценила риски, исходящие от данной программы.

5. Организовать сбор информации, позволяющей идентифицировать реальное назначение биологических объектов Пентагона. Причём, пресс-конференции, проводившиеся для журналистов в Казахстане, и экскурсии для граждан в Грузии никак не дают полного представления об этом. Здесь уместны, скорее, настойчивые запросы о проведении инспекций с участием специалистов, усилия по линии спецслужб и т.д.

6. Важно добиться огласки и публичного обсуждения текстов международных договоров, в соответствии с которыми осуществляются текущие военно-биологические программы США в соседних с Россией странах, провести оценку обязательств, которые последние принимают на себя в обмен на американскую помощь.

7. Расширять сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, в т.ч. с КНР и Ираном в вопросах биологической защиты, в частности наладить с ними обмен информацией об общих угрозах.

Открытые задания для участников сообщества

Вы можете принять участие в поиске способов противодействия данной угрозе российским интересам. Для этого выполните одно или несколько заданий по сбору и систематизации материалов из списка ниже. Либо предложите, в каком еще направлении можно продолжить информационную разработку угрозы.

1. Размещение биолабораторий Пентагона сопровождается, как правило, кампанией поддержки со стороны официальных лиц в правительственных СМИ. Противодействие может заключаться в следующем:

а) выяснить, какие общественные деятели, СМИ и журналисты в этом участвуют, их взаимодействие с зарубежными организациями (спонсоры, контакты, поездки), по каким вопросам, связанным с деятельностью США в СНГ ранее высказывались, в каких американских проектах участвовали;

б) определить, в чём состоят аргументы подобных «защитников» ЦРЛ, чем они мотивируют необходимость их строительства в чужих странах, как предлагают обеспечить безопасность. И по этим направлениям искать слабые точки;

2. Можно привлечь правовую базу ШОС и ОДКБ:

а) соответствует ли их уставным документам функционирование в странах-участницах закрытых объектов, финансируемых Минобороны США и американскими военными институтами,

б) есть ли в этих организациях механизмы, позволяющие настоять на участии их представителей в контроле работы ЦРЛ. Если таких инструментов нет, разработать предложения по их принятию.

3. Единственный более-менее удачный опыт по частичному ограничению работы ЦРЛ имелся у России относительно грузинской лаборатории. Можно в этой связи изучить подробности процесса: какие дипломатические шаги, на каких уровнях способствовали передаче лаборатории под контроль Грузии, какие неверные действия со стороны руководства ЦРЛ дали возможность российского стороне настоять на своей позиции.

источник

Читайте также на Информационном портале РФ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.