Время вперде: Крупнейший производитель троллейбусов может прекратить существование

Время вперде: Крупнейший производитель троллейбусов может прекратить существованиеВ публикациях на страницах нашего блога мы несколько раз касались продукции завода имени Урицкого, который позднее получил название “Тролза” и сейчас находится в бедственном положении и в центре различных скандалов.

Эвакуированный в 1941 году из Брянска в Энгельс завод изменил специализацию с производства вагонов и полувагонов на выпуск артиллерийских снарядов. В 1950 году решено перепрофилировать завод под производство троллейбусов. С 1959 года завод начинает выпуск модели ЗиУ-5, которая массово поставлялась не только в советские города, но и на экспорт в Польшу, Грецию, Венгрию, Колумбию, Аргентину и другие страны.
Время вперде: Крупнейший производитель троллейбусов может прекратить существованиеЗИУ-9

В начале 70-х налажено производство ЗиУ-9 (ЗиУ-682) — самого массового троллейбуса СССР. Этот троллейбус также массово поставлялся на экспорт, многие образцы эксплуатировались вплоть до 2000-х.После распада СССР завод продолжал выпускать 682-ю модель, параллельно велись работы по созданию низкопольных машин, в начале 2000-х появились ТролЗа-5275, ТролЗа-5265. Новые модели выпущены тысячными тиражами, в 2011 году завод выпустил опытный электробус ТролЗа-52501.

Дела на заводе шли в целом неплохо, хотя и случались практически ежегодно перебои: например, в 2015 году из-за несформированного портфеля заказов завод часть года работал не полную рабочую неделю.

В 2017 году часть продукции была экспортирована в Киргизию и Аргентину, сам же экспорт был восстановлен только в 2014 году впервые после распада СССР. Более 120 из 1100 троллейбусов и электробусов были отправлены на эксплуатацию в другие страны.
Время вперде: Крупнейший производитель троллейбусов может прекратить существованиеТролЗа-5265 «Мегаполис»

Завод пытался выдерживать конкуренцию, но ограниченные мощности и недостаток инвестиций не всегда позволяли это делать. Основными заказчиками завода в последние годы были Санкт-Петербург и Казань, часть продукции была реализована в Крым. Москва ТролЗе поддавалась с трудом: за последние годы лишь 16 троллейбусов были поставлены в столицу, при этом качеством продукции в Москве оказались недовольны: новенькие троллейбусы часто ломались.Помимо классических троллейбусов предлагались троллейбусы с динамической зарядкой, которые работали от обычной троллейбусной сети, но имели аккумуляторы для обеспечения автономного хода. Аккумуляторы заряжались при движении по троллейбусным сетям за полчаса, автономность хода составляла 30-70 км. При этом с одним из крупнейших заказчиков завод возможность работать перестал — в Москве принято решение избавиться от троллейбусных сетей и полностью перейти на электробусы, которые ТролЗа не производит. Этот факт ТролЗа пыталась оспорить и подавала в ФАС жалобу из-за того, что Москва не рассматривала никакой альтернативы электробусам. По существу жалобы говорилось, что при таком же запасе хода как у электробуса КАМАЗ, выигравшего конкурс, троллейбусы с динамической подзарядкой были более универсальны и могли заряжаться в движении. Жалоба, естественно, удовлетворена не была. А следом за Москвой от троллейбусов решил отказаться и Санкт-Петербург, усложнив тем самым ТролЗе еще больше вопрос поиска новых заказчиков. Хотя заводу уже было не до производства новых машин, там начали происходить странные вещи.

В конце 2018 года завод был остановлен, из-за этого сорваны поставки 7 троллейбусов в Красноярск в преддверии Универсиады. Сперва объявляли о том, что простой кратковременный и характерный для начала года, когда только составляются бюджеты и средства в регионы еще не пришли из центра. Однако простой затянулся: на сегодняшний день производство так и не запущено.

В марте 2019 было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего генерального директора, а в конце августа в отношении не установленных лиц возбуждено еще одно. Оба дела по сути за одно и то же: уклонение от уплаты налогов. Бывшего генерального директора подозревают в попытке дать взятку сотрудникам налоговой службы с целью занизить сумму обязательных налоговых выплат, а новое дело связано с тем, что завод подавал декларации на налоговый вычет за продукцию, которую по сути никогда не приобретал в указанных объемах.

Проблема вышла на уровень губернатора Саратовской области, он провел встречу с оставшимися сотрудниками завода еще в апреле, начались попытки реанимировать предприятие. Была попытка договориться с КАМАЗом о производстве на мощностях ТролЗы автобусов, но стороны не сошлись даже по концептуальным вопросам, к обсуждению деталей в этой сделке даже не переходили. В настоящее время завод пытаются ввести в состав “Трансмаш Холдинга”, но проблемы растут как снежный ком: недавно банк Россия подал иск о взыскании с ЗАО “ТролЗа” 200 милилонов рублей, а итоговая сумма исковых требований от различных организаций уже приближается к 2 миллиардам.

Тем не менее, к концу года на заводе обещают восстановить производство троллейбусов, вот только верится в это с трудом: с марта количество сотрудников завода уменьшилось с 800 до 350 человек, за лето 233 человека были уволены с предприятия, из них 209 — по сокращению. Помимо отсутствия специалистов внушает и сумма, которая необходима для возобновления производства: около 470 миллионов рублей.
Время вперде: Крупнейший производитель троллейбусов может прекратить существование
Итого для удовлетворения всех исковых требований и запуска производства заводу надо 2,2 миллиарда рублей. При средней стоимости троллейбуса 10 миллионов рублей, заводу надо выпустить минимум 220 троллейбусов, и это без учета оплаты труда и поддержания жизнедеятельности предприятия, а также закупки комплектующих. Если же считать так, как это надо делать, то цифра явно превысит тысячу троллейбусов. Есть ли хоть какой-то портфель заказов у завода — неизвестно. Зато известно одно: в скандалах и уголовных делах завод потерял репутацию и восстановить ее будет сложно без влиятельных лоббистов.А пока сообщено о том, что конвейер не будет запущен ранее 30 сентября. Что будет потом — узнаем позже. Но надежд на возобновление производства все меньше.

источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.