Задача машиностроения России — догнать и перегнать Финляндию

Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Всего пять стран делят между собой 72% мирового рынка машин и оборудования. Каковы шансы РФ потеснить конкурентов? Мы проанализировали свежие цифры и поговорила с экспертом.

Российское руководство поставило задачу за шесть лет удвоить несырьевой экспорт, ключевую роль при этом в Москве отводят машиностроению. Владимир Путин специально подчеркивал в феврале 2019 года в своем послании Федеральному собранию, что считает машино- и станкостроение одной из тех отраслей в России, перед которыми открываются «исторические возможности для качественного роста».

А какое место РФ занимает в данный момент в мировом машиностроении — и каких конкурентов ей необходимо будет потеснить в ходе провозглашенной экспансии? Определенное представление об этом дает очередной ежегодный отчет о состоянии глобального рынка, опубликованный 20 марта Объединением немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA).

Рынок размером в 2,6 триллиона евро

В этот головной союз машиностроителей Германии входят 38 отраслевых объединений. Среди них — моторостроители и станкостроители, производители промышленного оборудования и поточных линий, сельскохозяйственных машин, измерительной техники, насосов, компрессоров, роботов, наноизделий. Мировой рынок такой продукции вырос в 2018 году на 4% и составил, по оценкам VDMA, 2,6 триллиона евро.
Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию
Станкостроительная компания Trumpf — один из членов союза машиностроителей Германии VDMAСпецифика статистики VDMA состоит в том, что она не охватывает готовые автомобили, самолеты, суда или, скажем, танки, если брать военную промышленность. Но она учитывает моторы, узлы, детали, которые используются в этой технике, а также станки, с помощью которых все эти компоненты изготавливаются.

При этом используются не количественные показатели (число выпущенных единиц), а стоимость продукции, пересчитываемая в евро. Поэтому на результатах сказываются колебания валютных курсов. Так что абсолютизировать цифры VDMA не стоит, но они весьма красноречиво говорят о расстановке сил в отрасли и о той роли, которую играют в ней различные страны и регионы.

Большая пятерка: Китай, США, Германия, Япония, Италия

По итогам 2018 года расклад таков: почти три четверти мирового рынка машиностроительной продукции, 72%, делят между собой всего пять стран. При этом глобальным лидером, причем бессменно с 2009 года и теперь уже с чрезвычайно большим отрывом, является Китай. В прошлом году он обеспечил себе долю в 32,9% — треть мирового оборота отрасли.

На 2-м месте — США с долей рынка в 12,8%, затем идут Германия (11,4%)Япония (10,2%) и Италия(4,8%).

Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Созданная в 1989 году китайская компания Sany Group выпускает разнообразную строительную технику

В топ-10 входят также Южная Корея, Великобритания, Франция, Индия и Нидерланды. С региональной точки зрения, центром мирового машиностроения окончательно стала Азия. По подсчетам VDMA, в прошлом году производители из азиатских стран обеспечили уже более половины глобальной выручки отрасли: 1,34 триллиона евро. Из них на Китай пришлись 856 млрд евро.

Почти в два раза меньше, чем азиатские компании, выручили фирмы из 27 стран Евросоюза (без собирающейся выйти из него Великобритании): 694 млрд евро. В то же время доходы производителей из ЕС, отмечает VDMA, оказались в два с лишним раза выше годового оборота машиностроителей США, составившего 334 млрд евро.

Машиностроители России на 23-м месте в мире

Россия заняла по итогам 2018 года 23-е место — за Сингапуром (20), Финляндией (21), Чехией (22) и перед БельгиейПольшейТаиландом. Если взять группу БРИКС, то РФ после Китая (1), Индии (9) и Бразилии (12) на предпоследнем месте перед Южной Африкой (31). По оценкам VDMA, доля России в мировом машиностроении снизилась в прошлом году до 0,6%, выручка отрасли сократилась на 11% до 15 млрд евро.

Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Деревообрабатывающая компания Metsä использует оборудование финских машиностроителей

Немаловажную роль при этом сыграло прошлогоднее ослабление рубля по отношению к евро. Этим можно объяснить статистическое отставание от Чехии, у которой почти такой же результат. Так что первоочередная задача машиностроителей России в ходе намеченной экспансии будет состоять в том, чтобы догнать и перегнать Финляндию, а затем — Сингапур. И у той, и у другой страны доля на мировом рынке составляет 0,7%.

Моника Холлахер (Monika Hollacher), отвечающая во внешнеэкономическом отделе VDMA за Россию, Восточную Европу и Центральную Азию, перспективы российского машиностроения на мировом рынке оценивает весьма скептически. В беседе с DW она выразила сомнение, «есть ли вообще смысл пытаться стимулировать рост всей отрасли», а не только отдельных ее сегментов.

Внутренний спрос на автокомпоненты и нефтегазовое оборудование

Так, эксперт VDMA допускает, что неплохие перспективы могут быть у производителей, выпускающих компоненты для работающих на территории России автостроителей, пусть даже спрос на автомобили в РФ оказался значительно ниже, чем предвещали смелые прогнозы начала нынешнего десятилетия.

Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Приход в Россию Volkswagen и других автоконцернов дал мощный импульс производству автокомпонентовНа большой внутренний рынок могут опереться производители самого разного оборудования для нефтегазовой, нефтехимической и химической промышленности. А вот для компаний из многих других сегментов машиностроительной отрасли рынок России и даже всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС) просто недостаточно большой, подчеркнула Моника Холлахер.

Значит, их следует развивать только с прицелом на покупателей за пределами постсоветских государств. Однако на мировом рынке, указала собеседница DW, российские компании столкнутся с очень жесткой технологической и ценовой конкуренцией, особенно со стороны азиатских производителей. По ее словам, «цены на российскую продукцию не всегда выгодные, а качество часто не соответствует современным требованиям».

Китай и Европу российская техника не интересует

Да и куда экспортировать? Россия активно развивает торговлю с Китаем, но в этой стране, отметила эксперт VDMA, уже имеются огромные, даже избыточные мощности.

«Тем не менее, Китай продолжает импортировать машиностроительную продукцию, например, из Германии, но тут речь идет о высоких технологиях, а Россия в этой области представлена слабо».

Та техника, которую может предложить РФ, китайцев вряд ли заинтересует.Моника Холлахер не исключает, что российское оборудование для нефтегазовой отрасли могло бы пользоваться спросом в странах Ближнего Востока, однако предупреждает, что не только Россия хочет уйти от сырьевой зависимости. Развивать собственное машиностроение намерены и другие страны региона, например, Саудовская Аравия.

Так что РФ столкнется на глобальном рынке не только с государствами, имеющими давние традиции машиностроения и промышленного производства, но и с молодыми конкурентами, которые тоже стремятся развивать у себя эту отрасль. Для этого они, в частности, широко привлекают иностранные инвестиции, требуя от европейских и азиатских фирм локализовывать производство на своей территории, указала Моника Холлахер.

Напрашивается вывод, что наиболее реалистичная перспектива для России выглядит так: она будет и дальше экспортировать свою машиностроительную продукцию главным образом в постсоветские государства и одновременно продолжать осуществлять — что бы там ни говорили про импортозамещение — крупномасштабные закупки современной техники за рубежом, в частности, в Евросоюзе.

По данным VDMA, в 2017 году РФ продала в ЕС машин и оборудования на 692 тысячи евро, а приобрела там машиностроительной продукции на 15 млрд евро. При этом поставки в Германию составили 149 тысяч евро, а импорт техники из ФРГ — 5,3 млрд евро.

ЗЫ:

Задача машиностроения России - догнать и перегнать ФинляндиюЗадача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Porsche выплатит сотрудникам по 9700 евро за их усердие

Следуя принципу равных возможностей, руководство Porsche не привязывает размер премии к должностям работников. В 2018 финансовом году выручка немецкого автопроизводителя выросла на 10 процентов.

Немецкий автопроизводитель Porsche, который является дочерней компанией концерна Volkswagen, наградит своих сотрудников в Германии за их «исключительную деятельность». Каждый из 25 тысяч человек получит до 9700 евро брутто, говорится в сообщении компании, обнародованном в среду, 20 марта. 700 евро из них направят на программы пенсионных отчислений.

Размер премии, которая будет начислена вместе с зарплатой за апрель, не зависит от должности, которую занимает сотрудник. Именно так Porsche понимает равные возможности, подчеркнули в компании. Годом ранее дополнительные выплаты работникам составили 9656 евро.

В 2018 финансовом году Porsche увеличил поставки автомобилей на 4%, до 256255 машин. Выручка немецкого автопроизводителя выросла на 10%, составив 25,8 млрд евро, а операционная прибыль увеличилась на 4%, до 4,3 млрд евро.

«Мы гордимся нашими сотрудниками»,

— заявил руководитель Porsche Оливер Блуме (Oliver Blume), особо выделив их усердие в работе.***

Как уже сообщал GOROD48, ФСБ России в Липецке, Москве и Санкт-Петербурге провело следственные действия в рамках уголовного дела о мошенничестве, возбужденного по фактам хищений представителями группы станкостроительных предприятий Липецкой области средств федерального бюджета, выделенных в рамках реализации государственного оборонного заказа, а также федеральных целевых программ по поддержке оборонно-промышленного комплекса и промышленности.

По версии правоохранителей возникли вопросы к продукции липецкого предприятия, на котором модернизировали еще советские станки, а конечный продукт выдавали за абсолютно новое оборудование.

В 2013 году на областной выставке, посвященной Дню машиностроителя, у GOROD48 состоялся откровенный разговор с собственником ЗАО «Липецкое станкостроительное предприятие» Владимиром Петровым.

— В Липецке нет ни инженерных кадров, ни слесарей, ни станочников. Нет никого!

— посетовал тогда на состояние рынка труда советский еще инженер Владимир Петров.
Из рассказа бывшего инженера Липецкого станкостроительного завода, на месте цехов которого функционирует торгово-развлекательный комплекс «Европа», следует, что считающийся кузницей кадров для промышленности местный технический университет выпускает кого угодно, но только не тех, кто мог бы разрабатывать и запускать в серию необходимое производству оборудование.

— Мы как-то запросили в областном управлении труда и занятости нескольких специалистов, но нам официально сообщили, что нужных нам кадров в регионе нет,

— говорит Владимир Петров.

— Мы просили технический университет прислать нам трех ученых, но те девочки, которые к нам пришли, оказались нулевыми в знаниях! Дошло до того, что скоро к нам в организацию приедут десять специалистов из Китая, которые будут обучать наших работников азам технических профессий.

источник

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.