Задача машиностроения России – догнать и перегнать Финляндию

Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Всего пять стран делят между собой 72% мирового рынка машин и оборудования. Каковы шансы РФ потеснить конкурентов? Мы проанализировали свежие цифры и поговорила с экспертом.

Российское руководство поставило задачу за шесть лет удвоить несырьевой экспорт, ключевую роль при этом в Москве отводят машиностроению. Владимир Путин специально подчеркивал в феврале 2019 года в своем послании Федеральному собранию, что считает машино- и станкостроение одной из тех отраслей в России, перед которыми открываются “исторические возможности для качественного роста”.

А какое место РФ занимает в данный момент в мировом машиностроении — и каких конкурентов ей необходимо будет потеснить в ходе провозглашенной экспансии? Определенное представление об этом дает очередной ежегодный отчет о состоянии глобального рынка, опубликованный 20 марта Объединением немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA).

Рынок размером в 2,6 триллиона евро

В этот головной союз машиностроителей Германии входят 38 отраслевых объединений. Среди них — моторостроители и станкостроители, производители промышленного оборудования и поточных линий, сельскохозяйственных машин, измерительной техники, насосов, компрессоров, роботов, наноизделий. Мировой рынок такой продукции вырос в 2018 году на 4% и составил, по оценкам VDMA, 2,6 триллиона евро.
Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию
Станкостроительная компания Trumpf — один из членов союза машиностроителей Германии VDMAСпецифика статистики VDMA состоит в том, что она не охватывает готовые автомобили, самолеты, суда или, скажем, танки, если брать военную промышленность. Но она учитывает моторы, узлы, детали, которые используются в этой технике, а также станки, с помощью которых все эти компоненты изготавливаются.

При этом используются не количественные показатели (число выпущенных единиц), а стоимость продукции, пересчитываемая в евро. Поэтому на результатах сказываются колебания валютных курсов. Так что абсолютизировать цифры VDMA не стоит, но они весьма красноречиво говорят о расстановке сил в отрасли и о той роли, которую играют в ней различные страны и регионы.

Большая пятерка: Китай, США, Германия, Япония, Италия

По итогам 2018 года расклад таков: почти три четверти мирового рынка машиностроительной продукции, 72%, делят между собой всего пять стран. При этом глобальным лидером, причем бессменно с 2009 года и теперь уже с чрезвычайно большим отрывом, является Китай. В прошлом году он обеспечил себе долю в 32,9% — треть мирового оборота отрасли.

На 2-м месте — США с долей рынка в 12,8%, затем идут Германия (11,4%)Япония (10,2%) и Италия(4,8%).

Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Созданная в 1989 году китайская компания Sany Group выпускает разнообразную строительную технику

В топ-10 входят также Южная Корея, Великобритания, Франция, Индия и Нидерланды. С региональной точки зрения, центром мирового машиностроения окончательно стала Азия. По подсчетам VDMA, в прошлом году производители из азиатских стран обеспечили уже более половины глобальной выручки отрасли: 1,34 триллиона евро. Из них на Китай пришлись 856 млрд евро.

Почти в два раза меньше, чем азиатские компании, выручили фирмы из 27 стран Евросоюза (без собирающейся выйти из него Великобритании): 694 млрд евро. В то же время доходы производителей из ЕС, отмечает VDMA, оказались в два с лишним раза выше годового оборота машиностроителей США, составившего 334 млрд евро.

Машиностроители России на 23-м месте в мире

Россия заняла по итогам 2018 года 23-е место — за Сингапуром (20), Финляндией (21), Чехией (22) и перед БельгиейПольшейТаиландом. Если взять группу БРИКС, то РФ после Китая (1), Индии (9) и Бразилии (12) на предпоследнем месте перед Южной Африкой (31). По оценкам VDMA, доля России в мировом машиностроении снизилась в прошлом году до 0,6%, выручка отрасли сократилась на 11% до 15 млрд евро.

Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Деревообрабатывающая компания Metsä использует оборудование финских машиностроителей

Немаловажную роль при этом сыграло прошлогоднее ослабление рубля по отношению к евро. Этим можно объяснить статистическое отставание от Чехии, у которой почти такой же результат. Так что первоочередная задача машиностроителей России в ходе намеченной экспансии будет состоять в том, чтобы догнать и перегнать Финляндию, а затем — Сингапур. И у той, и у другой страны доля на мировом рынке составляет 0,7%.

Моника Холлахер (Monika Hollacher), отвечающая во внешнеэкономическом отделе VDMA за Россию, Восточную Европу и Центральную Азию, перспективы российского машиностроения на мировом рынке оценивает весьма скептически. В беседе с DW она выразила сомнение, “есть ли вообще смысл пытаться стимулировать рост всей отрасли”, а не только отдельных ее сегментов.

Внутренний спрос на автокомпоненты и нефтегазовое оборудование

Так, эксперт VDMA допускает, что неплохие перспективы могут быть у производителей, выпускающих компоненты для работающих на территории России автостроителей, пусть даже спрос на автомобили в РФ оказался значительно ниже, чем предвещали смелые прогнозы начала нынешнего десятилетия.

Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Приход в Россию Volkswagen и других автоконцернов дал мощный импульс производству автокомпонентовНа большой внутренний рынок могут опереться производители самого разного оборудования для нефтегазовой, нефтехимической и химической промышленности. А вот для компаний из многих других сегментов машиностроительной отрасли рынок России и даже всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС) просто недостаточно большой, подчеркнула Моника Холлахер.

Значит, их следует развивать только с прицелом на покупателей за пределами постсоветских государств. Однако на мировом рынке, указала собеседница DW, российские компании столкнутся с очень жесткой технологической и ценовой конкуренцией, особенно со стороны азиатских производителей. По ее словам, “цены на российскую продукцию не всегда выгодные, а качество часто не соответствует современным требованиям”.

Китай и Европу российская техника не интересует

Да и куда экспортировать? Россия активно развивает торговлю с Китаем, но в этой стране, отметила эксперт VDMA, уже имеются огромные, даже избыточные мощности.

“Тем не менее, Китай продолжает импортировать машиностроительную продукцию, например, из Германии, но тут речь идет о высоких технологиях, а Россия в этой области представлена слабо”.

Та техника, которую может предложить РФ, китайцев вряд ли заинтересует.Моника Холлахер не исключает, что российское оборудование для нефтегазовой отрасли могло бы пользоваться спросом в странах Ближнего Востока, однако предупреждает, что не только Россия хочет уйти от сырьевой зависимости. Развивать собственное машиностроение намерены и другие страны региона, например, Саудовская Аравия.

Так что РФ столкнется на глобальном рынке не только с государствами, имеющими давние традиции машиностроения и промышленного производства, но и с молодыми конкурентами, которые тоже стремятся развивать у себя эту отрасль. Для этого они, в частности, широко привлекают иностранные инвестиции, требуя от европейских и азиатских фирм локализовывать производство на своей территории, указала Моника Холлахер.

Напрашивается вывод, что наиболее реалистичная перспектива для России выглядит так: она будет и дальше экспортировать свою машиностроительную продукцию главным образом в постсоветские государства и одновременно продолжать осуществлять — что бы там ни говорили про импортозамещение — крупномасштабные закупки современной техники за рубежом, в частности, в Евросоюзе.

По данным VDMA, в 2017 году РФ продала в ЕС машин и оборудования на 692 тысячи евро, а приобрела там машиностроительной продукции на 15 млрд евро. При этом поставки в Германию составили 149 тысяч евро, а импорт техники из ФРГ — 5,3 млрд евро.

ЗЫ:

Задача машиностроения России - догнать и перегнать ФинляндиюЗадача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию

Porsche выплатит сотрудникам по 9700 евро за их усердие

Следуя принципу равных возможностей, руководство Porsche не привязывает размер премии к должностям работников. В 2018 финансовом году выручка немецкого автопроизводителя выросла на 10 процентов.

Немецкий автопроизводитель Porsche, который является дочерней компанией концерна Volkswagen, наградит своих сотрудников в Германии за их “исключительную деятельность”. Каждый из 25 тысяч человек получит до 9700 евро брутто, говорится в сообщении компании, обнародованном в среду, 20 марта. 700 евро из них направят на программы пенсионных отчислений.

Размер премии, которая будет начислена вместе с зарплатой за апрель, не зависит от должности, которую занимает сотрудник. Именно так Porsche понимает равные возможности, подчеркнули в компании. Годом ранее дополнительные выплаты работникам составили 9656 евро.

В 2018 финансовом году Porsche увеличил поставки автомобилей на 4%, до 256255 машин. Выручка немецкого автопроизводителя выросла на 10%, составив 25,8 млрд евро, а операционная прибыль увеличилась на 4%, до 4,3 млрд евро.

“Мы гордимся нашими сотрудниками”,

– заявил руководитель Porsche Оливер Блуме (Oliver Blume), особо выделив их усердие в работе.***

Как уже сообщал GOROD48, ФСБ России в Липецке, Москве и Санкт-Петербурге провело следственные действия в рамках уголовного дела о мошенничестве, возбужденного по фактам хищений представителями группы станкостроительных предприятий Липецкой области средств федерального бюджета, выделенных в рамках реализации государственного оборонного заказа, а также федеральных целевых программ по поддержке оборонно-промышленного комплекса и промышленности.

По версии правоохранителей возникли вопросы к продукции липецкого предприятия, на котором модернизировали еще советские станки, а конечный продукт выдавали за абсолютно новое оборудование.

В 2013 году на областной выставке, посвященной Дню машиностроителя, у GOROD48 состоялся откровенный разговор с собственником ЗАО “Липецкое станкостроительное предприятие” Владимиром Петровым.

– В Липецке нет ни инженерных кадров, ни слесарей, ни станочников. Нет никого!

— посетовал тогда на состояние рынка труда советский еще инженер Владимир Петров.
Из рассказа бывшего инженера Липецкого станкостроительного завода, на месте цехов которого функционирует торгово-развлекательный комплекс “Европа”, следует, что считающийся кузницей кадров для промышленности местный технический университет выпускает кого угодно, но только не тех, кто мог бы разрабатывать и запускать в серию необходимое производству оборудование.

– Мы как-то запросили в областном управлении труда и занятости нескольких специалистов, но нам официально сообщили, что нужных нам кадров в регионе нет,

– говорит Владимир Петров.

— Мы просили технический университет прислать нам трех ученых, но те девочки, которые к нам пришли, оказались нулевыми в знаниях! Дошло до того, что скоро к нам в организацию приедут десять специалистов из Китая, которые будут обучать наших работников азам технических профессий.

источник

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.